Уважаемые читатели! С июня 2016 года все сообщения форума переезжают в доступный для чтения архив. Остальной функционал интернет-портала «Вся Швейцария на ладони» работает без изменений: свежие новости Вы найдете на главной странице сайта, бесплатно разместить объявление сможете на "Доске частных объявлений". Следите за нашими новостями в социальных сетях: страница в Facebook и официальная группа в Facebook, страница в сети "Одноклассники". Любители мобильных устройств могут читать новости, афишу культурных мероприятий и слушать русское радио, скачав приложение "Ladoshki" для iOS и приложение для устройств Android. Если Вы еще не являетесь нашим подписчиком, но хотели бы получать анонс культурных событий на свой электронный адрес, заполните анкету на форуме, и Ваш адрес мы добавим в список рассылки. По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращайтесь по адресу: inetgazeta@gmail.com или звоните на контактный номер редакции: +41 76 460 88 37

RSS лента

Музыкалка

Звезды фолк-рока на фестивале Paleo (Crosby, Stills & Nash 22.7.2010)

Рейтинг: 5.00. Голосов: 4.

Paleo – мощный open air фестиваль (по некоторым данным – второй в Европе), который в этом году проводился в 35-й раз. Поначалу он проходил в городе (в закрытых залах), причем считался фестивалем фолк-музыки (в этом смысле герои моего репортажа музыкально совпадают с изначальной идеей Paleo). Затем успех, который организаторы, к счастью, не стали сдерживать, увел Paleo из камерного Ньона в открытое поле. Ньон (Nyon) - небольшой швейцарский город на берегу Женевского озера, находящийся между Женевой и Лозанной (ближе к Женеве, но - в кантоне, который подчиняется Лозанне). Помимо Paleo город известен еще и тем, что там работает штаб-квартира УЕФА.

В этом году суммарно Paleo посетило 230 тысяч зрителей (делите на 6 фестивальных дней), раньше эта цифра доходила и до 300 тысяч. 6 сцен, как затентованных, так и на открытом воздухе. Множество закусочных и киосков с атрибутикой. Из известных музыкантов выступали на этот раз (кроме тех, кого мы коснемся в тексте): Motorhead, Iggi Pop, Jamiroquai, Jacques Dutronc, Alain Souchon.

Спонсорским пивом в Paleo был швейцарский Cardinal. Покупая его в первый раз, нужно было заплатить еще 2 франка за пластиковый (но надежный) стакан с логотипом фестиваля. Со второго раза пиво наливали по номиналу: 4 франка за 0.33, что для Cardinal многовато.

Еще несколько деталей и перейдем к концерту. Автодвижение со стороны Лозанны и Вале было организовано не очень хорошо, мы двигались в пробке более часа, свернув с автострады, хотя езды там минут на десять. От Женевы было проще, как выяснилось. Плюс дождь.

Билет (заранее я не смог его купить) взял с рук у двух молодых черных спекулянтов, но, в данном случае, с выгодой для себя. Спекулянты не знали, куда девать лишние билеты и отдавали их с уценкой (я сэкономил 15 франков, мог и больше, но нам стало жалко этих ребят).

Подойдя к Grande Scene (там уже начал выступление Hugues Aufray), я воодушевился, поняв, что звук будет отличный. Я думаю, что Офрэ не случайно поставили перед Crosby, Stills & Nash. Большая французская (отчасти испанская) звезда Юг Офрэ уже почти 50 лет (а ему сейчас 81!) поет фолк на французском языке. Кое-чем он, несомненно, обязан песням Боба Дилана, которые во множестве перепер на родной язык и с успехом исполняет на концертах и записывает в студии. Короче, мне понравился Офрэ, как предисловие к выступлению группы, ради которой я впервые приехал на Paleo.

Надо сказать, что американских кантри-звезд в Европе (а тем более - в России) застать очень сложно по той простой причине, что им это не очень интересно. Фолк, кантри, или кантри-рок очень популярны, важны для Америки, это целая индустрия. У них свои радиостанции, отдельные номинации в чартах и Grammy. Кантри-звезды богаты и востребованы у себя на родине. Летать через океан за деньгами им скучно, всего хватает и дома. Редко, но все же бывают в Европе The Eagles или John Fogerty, например. Вот и наши герои приехали. Приехали только на июль, до этого сыграв почти 15 концертов в Америке, где сыграют еще 30 сразу после Европы. Вот так.

Грэм Нэш (Graham Nash) – единственный британец в группе, организовал в начале 60-х The Hollies (конкуренты «Битлз», между прочим, если подобная конкуренция вообще возможна). Нэш – еще и известный фотограф, основатель калифорнийской фотокомпании Nash Editions. После ухода из The Hollies уехал в Америку, где возобновил знакомство с Дэвидом Кросби (David Crosby), который тогда играл в «The Byrds», но вскоре оттуда ушел. Еще один американец Стивен Стиллз (Stephen Stills) стал известен в «Buffalo Springfield». Отличный соло-гитарист, во многом и создавший саунд группы. Считается, что история группы Crosby, Stills & Nash началась в 1968 году.

Важный момент. Я сыплю названиями групп, где работали наши герои, не для красного словца. Все это были знаменитые в свое время коллективы, которые реально повлияли на развитие рок-музыки, и которых помнят и слушают до сих пор. Не так уж это важно, но, возможно, именно с Crosby, Stills & Nash начался отсчет т.н. «супергрупп» - коллективов, собранных из известных музыкантов, которые объединились, чтобы стать еще известнее.

Удивительное сочетание трех голосов (плюс, конечно, подходящий песенный материал) - тот креатив, из которого и родилась группа, и который принес ей на какой-то момент статус лучшей фолк-рок-группы в мире. Обязательно стоит сказать, что к Crosby, Stills, Nash иногда присоединялся (и присоединяется) канадец Нил Янг (Neil Young), еще один динозавр рок-музыки. И тогда к имени группы добавляется …& Young. Его очень сильный концерт я видел в 2001-ом в Montreux.

Стиллз и Нэш были в Москве в 1987 году. Они выступали на вечере «Врачи мира за безъядерный мир», отрывок этого выступления я видел по советскому телевидению. Там они познакомились с группой «Аквариум», с которой позже играли вместе в Монреале на подобном форуме. Подарили им пару гитар и портативный восьмиканальный Tascam, который работал на репбазе «Аквариума» в ДыК Связи (во всяком случае, там я его и видел). А подаренную Гребенщикову светлую гитару «Takamine» вы можете увидеть на концертах «Аквариума» конца 80-х, он и позже ее использовал.

Надо сказать, что группа не замыкается на собственном материале, они с удовольствием делали и делают кавера (в Paleo, например, пели Ruby Tuesday - очень старую вещь The Rolling Stones). Из своих песен номером один у них идет Teach Your Children, которую написал Грэм Нэш. Фрагменты этих песен вы можете услышать в минутном видеоролике к данному материалу. На сцене музыканты вели себя сдержанно. На фоне привычной для рок-музыки и, чаще всего, бестолковой беготни, размахивания руками и т.п., у этой группы все шло изнутри, через голоса и их сочетания. Все было спокойно и ровно, но от этого перло еще больше. С публикой общались мало, кроме нескольких дежурных фраз: как дела?, вы остановили дождь, как в Вудстоке! и т.д., ничего лишнего.

Сценический состав группы - 7 музыкантов. Большую тройку сопровождали два клавишника, барабанщик и басист. Очень часто меняли гитары, для Нэша стояла дополнительная клавиатура, он иногда оставлял гитару и использовал ее. Короче, вариативность была высокая, что тоже освежает выступление, которое длилось полтора часа. Публика, в основном, была солидная, с пониманием, не случайная. Некоторые рефрены пели вместе с группой или вместо нее, когда группа это организовывала.

И напоследок. Я все же предпочитаю слушать подобные группы не в таких местах, как Paleo. Коэффициент тусовочности здесь повышен и отвлекает от стоящей музыки. Если внимательно слушать нужное выступление, то навряд ли останутся силы на что-то другое. А на Paleo все устроено так, что тебя берут в оборот сразу же, глаза разбегаются!

Андрей Горохов для ladoshki.ch
Lausanne, Vaud

Обновлено 24.05.2011 в 23:26 Andrey Gorokhov

Метки: lausanne, music
Категории
Записная книжка

Комментарии