Уважаемые читатели! С июня 2016 года все сообщения форума переезжают в доступный для чтения архив. Остальной функционал интернет-портала «Вся Швейцария на ладони» работает без изменений: свежие новости Вы найдете на главной странице сайта, бесплатно разместить объявление сможете на "Доске частных объявлений". Следите за нашими новостями в социальных сетях: страница в Facebook и официальная группа в Facebook, страница в сети "Одноклассники". Любители мобильных устройств могут читать новости, афишу культурных мероприятий и слушать русское радио, скачав приложение "Ladoshki" для iOS и приложение для устройств Android. Если Вы еще не являетесь нашим подписчиком, но хотели бы получать анонс культурных событий на свой электронный адрес, заполните анкету на форуме, и Ваш адрес мы добавим в список рассылки. По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращайтесь по адресу: inetgazeta@gmail.com или звоните на контактный номер редакции: +41 76 460 88 37

RSS лента

Yasmin Hasmik

Мифология Майя и Ацтеков.

Рейтинг: 3.75. Голосов: 4.
У майя знание и религия были неотделимы одно от другого
и составляли единое мировоззрение,
которое находило отражение в их искусстве.
Представления о разнообразии окружающего мира
персонифицировались в образах многочисленных божеств,
которых можно объединить в несколько основных групп,
соответствующих разным сферам опыта людей:
боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий,
боги небесных светил, боги войны, боги смерти и т. д.
В разные периоды истории майя те или другие боги
могли иметь разную значимость для их почитателей.



Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров.
В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.
На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву,
символизируя страны света —
востоку соответствовало красное дерево,
югу — желтое, западу — черное, северу — белое.
Каждая сторона света имела несколько богов
(ветра, дождей и держателей небес),
имевших соответствующий цвет.



Письменность майя.




Майя владели совершенной системой письма. Долгое время считалось, что расшифровать письмена Майя невозможно. Но русский ученый Дмитрий Кнорозов, который в наше время в Мексике является национальным героем, нашел ключ к прочтению знаков. Цивилизация Майя по своему величию, развитию и гению не уступает ни одной древней цивилизации, когда-либо существовавшей на Земле. У них было все на высоком уровне: математика, астрономия, духовное знание, творчество, медицина, архитектура.


Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы.
Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя,
стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур.
Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях
(так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично);
они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями.
Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали
Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft»
и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).
Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине
под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога.
Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание,
но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах:
Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов.
Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.
Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя
могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей
стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов,
первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию
«Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся
рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам,
в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки,
каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя.
В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык.
Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний,
относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов.
Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей.
В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов,
принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.
Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя
несколько циклов.
Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия.
Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних»,
или «несчастливых» дней.
Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который,
помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун);
период в 20 катунов (бактун) и так далее.
Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат,
записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков

У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в.
и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков,
основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.),
развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств,
олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью,
без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.
Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития.

Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока,
закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю.
Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян.
Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром.
В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом,
во время которого люди превратились в рыб.
Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных,
а также общеацтекских.

Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока,
бог дождя, воды, грома и гор Тлалок , бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»).
Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба - Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли,
в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей).
Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса.
Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству.
Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство,
либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца.
Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах.
У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом,
к земледельческому календарю.
Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.
Важным ритуалом было принесение богам крови человека.
Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными.
Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей,
конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день.
Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид
у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы.
Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне —
четверо держали за конечности, один — за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце,
показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества.
Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее.
Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил
с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков,
бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек.


Письменность ацтеков.


Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли
и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы.
Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя.

До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев,
это - кодексы Коспи (Cospi) , Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia),
Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl).
История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа.
Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.


Ацтекский календарь



ля счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным,
который имел 18 двадцатидневных месяцев и 5 несчастливых дней.
Названия месяцев в нем соответствовали названиям сельскохозяйственных растений.
Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.







Жить по законам древних Майя:
1. Уметь жить и наслаждаться жизнью.
2. Жить в гармонии с природой.
3. Жить в атмосфере любви, улыбаться.
4. Не жаловаться, не осуждать, не слушать сплетен.
5. Уметь слышать голос своего сердца.
6 .Любить окружающих
Категории
Без категории

Комментарии