«Спят усталые игрушки, книжки спят...» Кто из тех, кому сейчас за 20, засыпал в детстве, не посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!»? При этом мало кто знает, что знаменитую песенку по очереди исполняли Олег Анофриев и Валентина Толкунова. Зато дети очень любили угадывать, кто будет петь в конце передачи — дядя или тётя?.. Нынешние «Спокойные ночи, малыши!» уже другие: трижды лауреат телевизионной премии «ТЭФИ» (в 1997, 2002 и 2003 годах) в номинации «Лучшая детская программа» с марта 2002 года выходит уже не на Первом канале, а на второй кнопке. Именно здесь знаменитая передача встретила свой 40-летний юбилей.

В начале 1964 года «Спокойной ночи, малыши!» выглядели как чередование картинок: рисовались специальные иллюстрации к классической или специально придуманной для передачи сказки. Приглашались известные драматические артисты, которые за кадром в лицах читали текст, в то время как одна картинка сменялась другой. В «Спокойной ночи» приглашали исключительно звёзд: Грибова, Быстрицкую, Хохрякова, Князеву, вот только свои роли актёры учить наизусть не любили. Вот редакторы и делали огромные шпаргалки на листах ватмана, подсовывали их артистам. Но уже вскоре, в том же 64-м, рисованные представления сменили кукольные спектакли. А потом появились и постоянные ведущие-дикторы, которые стали вести передачу вместе с героями-куклами. Тётя Валя — Валентина Леонтьева, тётя Лина — Ангелина Вовк, две тёти Тани — Татьяна Судец, Татьяна Веденеева и дядя Володя — Владимир Ухтин запомнились всем советским детям.

Хрюшу сняли с эфира за то, что он не моргал

Немногие помнят, что самыми первыми героями были вовсе не знаменитые Хрюша, Степашка и Филя, а Буратино и зайчик Стёпа. Эти куклы были заказаны в Театре кукол Образцова, но абсолютно не подходили для телевидения — пришлось их срочно менять. Из ныне существующих персонажей первым появился Филя, случилось это в 1968 году. Правда, сначала доброго пса звали по-другому, но, что удивительно, даже создатели «Малышей» уже не помнят, как именно. Кличку Филя собака получила от озвучивавшего её актёра Григория Толчинского: персонаж чем-то напомнил ему одного родственника по имени Филипп.

Потом появился правильный зайчик Степашка. Авторы программы говорят, что это был любимый персонаж генсека Леонида Брежнева. Практически следом родился самый «народный» герой передачи — Хрюша. Надо сказать, что считался он персонажем временным. По сюжету, домовой по кличке Ухтыч за плохое поведение превратил скомороха Ярошку в поросёнка. До тех пор, пока не исправится. Но в итоге Хрюша так понравился детям, что остался поросёнком и пережил этого самого зловредного домового.

Были с Хрюшей и проблемы другого рода. После его появления на ЦТ стали приходить письма от мусульман: поросёнок оскорблял их религиозные чувства. Некоторые радикалы даже грозились приехать в Москву и расправиться с куклой. В итоге команде, делавшей «Спокойной ночи», пришлось изучить Коран от корки до корки: создатели передачи выяснили, что есть мясо свиней мусульманам запрещено, а вот смотреть на этих животных можно. Но на этом злоключения Хрюши не закончились: стали поговаривать — мол, начальству не нравится, что поросёнок не моргает. Вопрос этот, страшно сказать, решался чуть ли не на заседании Гостелерадио СССР. Куклу даже временно сняли с эфира, но зрители засыпали «Останкино» письмами. Пришлось восстановить немигающего на работе.

Сегодня в «Спокойной ночи, малыши!» принимают участие 5 персонажей: Филя, Степашка, Хрюша, ворона Каркуша и медвежонок Мишутка, появившийся последним.
Теперь у «Спокойной ночи» есть «двойное дно»

«Наша передача всегда находилась вне политики, — рассказывает бывшая ведущая «Спокойной ночи» Татьяна Судец. — Это была чуть ли не единственная программа, в которой не было никакой цензуры. При этом, хотя она была детской, её смотрели все от мала до велика. Я больше 25 лет проработала одной из ведущих, вспоминаю те годы с необычайной теплотой. Ведь тогда передача длилась целых 15 минут и шла в самое удобное время — в 20.45, перед программой «Время».

Хронометраж сегодняшней программы «Спокойной ночи, малыши!» всего 8 минут. «4 минутки идёт мультик, 2—3 — интермедия, остальное время — заставка, — рассказала «Версии» продюсер передачи Валентина Просолова. — Интермедия — это познавательные сценки, которые разыгрываются между ведущей и куклами. Когда-то они у нас были приключенческими, но сейчас это невозможно из-за жёсткого временного лимита...

Естественно, изменились со временем и куклы: раньше у нас были не только «варежки», которые сидели в студии, но и марионетки, с которыми можно было выходить за пределы «Останкино». Куклы обновлялись примерно раз в три года, они постоянно реставрировались и подкрашивались. Теперь менять персонажей приходится чаще, хотя они сделаны очень хорошо и долго служат. Изменилась со временем и механика кукол: они стали более удобными, модернизировались их конечности, раньше приходилось чуть ли не всем телом наваливаться на ручку, чтобы писать, а теперь у них лапы сжимаются в кулачки. А ещё двигаются рот, уши, глаза... У Хрюши раньше папье-маше было покрыто лаком, и оно постоянно трескалось. Теперь он обтянут тонкой-тонкой замшей. И глаза стали двигаться!

Помню, когда мы впервые стали заказывать новых кукол, Наталья Державина, которая всегда говорила за Хрюшу (к сожалению, в 2002 году она скончалась), сказала, что не представляет себе, как она будет с этими глазами работать. Образ Хрюши с глазами-пуговками к тому времени существовал уже более 30 лет... Но в итоге ей очень понравилась новая кукла. Степашка, Филя и Каркуша тоже изменились, стали более симпатичными. Самая большая модница у нас, конечно, Каркуша: если раньше у неё на голове какая-то «чернобурка» была, то сейчас ей сделали синтетические волосы с современной стрижкой. Теперь ей можно даже косички заплетать!»

Раньше ведущий «Спокойной ночи» сидел за столом, а под ним находились актёры-кукольники со своими персонажами. Одно время Наталья Державина шутя говорила, что начальство могло бы ей и стул подарить, чтобы удобнее было. Сейчас в усовершенствованных декорациях у героев передачи появились возможности двигаться: разумеется, перемещаются куклы вместе со своими хозяевами. Для удобства актёров-кукольников в студии сделан и второй пол: он примерно на метр ниже основного и оборудован люками. Так что теперь кукловоды могут располагаться под ними, а кукол высовывать в отверстия. Преимущества налицо.
Мультфильмов для передачи сегодня почти нет

В последние два года у детской передачи всего две ведущие: дочка знаменитого режиссёра актриса Анна Михалкова и бывшая Мисс Вселенная Оксана Фёдорова. «В детстве «Спокойной ночи, малыши!» были любимой моей передачей, а встреча с Хрюшей, Степашкой, Филей — самым приятным завершением вечера, — вспоминает Аня. — Даже если папа смотрел спорт, без пятнадцати девять он всегда переключал телевизор, хотя, наверное, проклинал всё на свете. А вот сейчас у меня самой двое маленьких детей, и возможность работать в знаменитой программе — великое счастье. Когда мне предложили её вести, я согласилась не раздумывая. Детское телевидение сейчас переживает не лучшие времена, выросло целое поколение мальчишек и девчонок, которые ни разу даже в кино не были, не говоря уж о театрах. Для меня был разработан образ старшего друга, няни этих малышей. Это, конечно, не Мэри Поппинс, но нечто близкое к ней».

А вот ситуация с показом мультфильмов в передаче остаётся печальной: полноценный мультик, длящийся минут 10, приходится разбивать на 2—3 показа. «Обычно мы заканчиваем показ в определённом месте, которое интригует, но не пугает, потому что иначе дети не заснут, — поясняет Валентина Просолова. — А на следующий день мы пересказываем сюжет и потом смотрим продолжение. Конечно, раньше было очень удобно, выходили мультфильмы из серии «Весёлая карусель» — они как раз подходили под наш временной формат. Сейчас у нас есть «Смешарики» — питерские мультики, адаптированные специально под «Спокойной ночи». Но даже из них далеко не все подходят...

Раньше мы любили показывать чешские мультики про крота, и сейчас нам предложили продолжение. Это очень симпатичные мультфильмы — события происходят в современном мире. Были у нас переговоры и с другими зарубежными производителями мультиков, но их продукция нам крайне редко подходит — очень уж жестокая. В своё время мы показывали старые серии «Тома и Джерри», выбирали менее агрессивные, но родители всё равно были недовольны... В общем, сплошные проблемы: старые мультфильмы очень длинные, зарубежные — жестокие. Мы очень надеемся, что со временем российские мультипликаторы будут работать всё больше, и у нас появятся новые сказки для наших малышей».

Мария Ческис