История Дома Прада начинается в 1913 году, когда Марио Прада (Mario Prada) открывает в Милане магазин кожаных изделий. В дополнение к товарам собственного изготовления, Марио импортирует пароходные кофры и сумки из Англии, которые с успехом продаёт зажиточным согражданам, включая местную знать. Несмотря на то, что основатель фирмы не допускал к бизнесу женщин из своей семьи, по иронии судьбы случилось так, что именно женщинам Дом Прада обязан своим нынешним блеском и большинством своих достижений в индустрии роскоши и красоты.
После смерти Марио, его сын, Альберто (Alberto), не захотел взять в руки бразды управления семейным бизнесом и, в течение 20 лет, с середины 50х годов, делами фирмы занималась жена Альберто, которая и передала бизнес своей дочери Миучии Прада (Miuccia Bianchi Prada). Миучиа родилась в 1949 году. С раннего детства её интересовало всё, что было связано с тканями, модой и политикой. Она исповедовала крайне левые взгляды, раздавала листовки коммунистической партии на улицах и получила степень доктора политических наук в 1973 году. Кроме того, она несколько лет изучала искусство пантомимы – предмет, который наверняка пригодился ей, когда она с головой погрузилась в создание собственного невербального языка моды. Впервые, Миучиа Прада приходит в фирму в 1970 году, но грандиозные перемены в бизнесе и в её личной жизни начинаются в 1977, когда она встречает Патрицио Бертелли (Patrizio Bertelli), который уже в 17 лет основал собственное производство кожаных изделий.
Прада охотно следует деловым советам харизматичного Бертелли, отказавшись от английского импорта и сосредоточившись на реконструкции старого ностальгического итальянского стиля. В 1978 году, когда Миучиа официально унаследовала фирму, продажи составляли уже около $400 тыс. в год. В 1979 году Прада создаёт то, что, через некоторое время, окажется её первым коммерческим хитом – рюкзак из прочной ткани, которую её дед, Марио Прада, использовал как защитное покрытие для своих громоздких пароходных кофров. Успех не был мгновенным. Следующие несколько лет Прада и Бертелли потратили, пытаясь организовать сбыт своих изделий в эксклюзивных универмагах и бутиках по всему миру. Дела продвигались крайне медленно, главным образом, из-за высокой цены товаров «Prada» и полного отсутствия какой-либо рекламы.
Второй свой миланский бутик фирма открывает в 1983 году. Новый магазин, лощённый и современный, разительно отличался от первого, открытого в начале века, который располагался в Galleria Vittorio Emanuele – историческом торговом квартале Милана. В 1985 году на суд публики были представлены чёрная нейлоновая версия знаменитой сумочки от Шанель (Chanel) и первая коллекция женской обуви. Начинается череда открытий собственных бутиков в Париже, Мадриде, Флоренции и Нью-Йорке. В 1989 году дебютирует линия готовой одежды для женщин. Одежда от Prada становится известной благодаря ярким нововведениям, среди которых – заниженная талия и туго затянутые ремни. При этом не обходится и без элементов ретро: и Миучиа и её мать всегда с благоговением относились к классике и традициям.
«Time» описывает одежду Prada, как «скромную, комбинирующую традиционно хорошие манеры и ультрамодный индустриальный лоск». В отличие от политики, сложившейся у других люксовых брендов, таких как Луи Вуиттон (Louis Vuitton), чёрный с серебром треугольный логотип Prada не становится доминирующим элементом дизайна. Изделия компании создаются в духе, который можно охарактеризовать, как «антистатусность» или «снобизм наоборот». Prada называют самым ярким представителем гранжа в сфере от-кутюр. В мире моды Prada – то же самое, что Nirvana или Pearl Jam в мире музыки. Уникальность Дома Prada, в сравнении с конкурентами, состояла ещё и в особой «деловой эстетике» её одежды, что чрезвычайно импонировало женской части человечества в эпоху тотальной эмансипации. Фирма даже называла некоторые свои женские коллекции не иначе как «униформа».
Миучиа Прада и её муж Патрицио Бертелли (официально свой брак они зафиксировали в 1987 году) проводили политику осторожного развития, предпочитая, чтобы на изделия фирмы сохранялся некоторый дефицит, подчёркивающий их элитность. Вторая выпущенная на рынок линия – Miu Miu была значительно дешевле мейнстримовых коллекций бренда и ориентировалась на молодёжный сегмент или на «плохих девчонок», как называла свою аудиторию сама Миучиа Прада. «Называйте это образцом плохого вкуса, ведь он является неотъемлемой частью современной жизни» - говорила она в интервью «Time». И действительно, множество предметов в Miu Miu было выполнено из липких синтетических тканей, что вызывало у оппонентов Prada такое же неприятие, какое вызывал альтернативный рок у любителей оперетты.
В 1992 году Бертелли дает представителю компании в Азии – Патрицио ди Марко (Patrizio di Marco), новое задание – покорить Соединённые Штаты. Несмотря на устойчивое неприятие чересчур авангардного стиля Prada значительной частью аудитории, Ди Марко с успехом продвигает изделия компании в крупнейших универмагах США. В конечном итоге, элитные и одновременно практичные сумки Prada, благодаря влиятельной поддержке редакторов модных журналов, становятся хитом номер один, обеспечивая себе достойное место в истории моды. К середине 90х всё говорило о том, что Prada становится символом статуса для тех, кто мог себе позволить рюкзаки за $400, бейсболки за $165 или платья за $1 000. Линия мужской одежды, запущенная в это же время, имела все шансы повторить успех женской. В 1994 году продажи достигают $210 млн., при 30% росте, и если к этому моменту одежда приносит 20% всех доходов компании, то к 1995 году этот показатель планируется, как минимум, удвоить.
В 1996 открывается бутик на Манхеттене. С площадью в 1700 кв.м., он становится самым большим магазином компании. У Prada уже 47 магазинов по всему миру, причём 20 из них – в Японии. Компании принадлежат 8 фабрик, при этом ещё 84 итальянских подрядчика, выполняют отдельные заказы бренда. Принадлежащие семейству компании сливаются в единую структуру под названием Prada Group. Бертелли официально становится президентом группы. В конце 90х Миучиа смягчает вызывающие черты своего дизайна, хотя сочетания её материалов, например – лён и латекс, всё равно выглядят уникально. Вместе с Бертелли они обдумывают способы дальнейшего расширения бизнеса, но при этом не хотят допускать размытия узнаваемого образа марки. Особые надежды возлагаются на недорогие линии, такие как Miu Miu и Prada Sport, представленные в 1997 году. Мужская коллекция Miu Miu появляется на подиумах в 1999.
В 1997 году продажи вырастают на 61%, до $674 млн. и компания ощущает достаточную уверенность в своих силах, чтобы, подобно самым крупным акулам модной индустрии, принять участие в переделе сфер влияния и концентрации капиталов на рынке роскоши и красоты. Невзирая на свою неопытность в подобных делах, Prada первым делом вонзает зубы в своего самого непримиримого конкурента – Gucci Group, которого Бертелли обвиняет в плагиате дизайнерских разработок своей супруги. В июне 1998 года Prada приобретает 10% акций Gucci за $260 млн., превратившись при этом в одного из главных акционеров с правом голоса в Совете директоров. Год спустя Бертелли уступит свою долю в Gucci Бернару Арно (Bernard Arnault), владельцу конгломерата LVMH, заработав на этом $140 млн.
В 1999 компания совершает шоппинг-тур по Европе, в результате которого в её корзине оказываются контрольные пакеты таких известных производителей модной одежды, обуви и аксессуаров, как Helmut Lang, Jil Sander, Church & Company. Совместно с De Rigo Group образуется предприятие для производства солнцезащитных очков Prada. Совместно с LVMH приобретается контрольный пакет Fendi. Все эти и некоторые другие приобретения выдвигают компанию в высшую лигу модного бизнеса.В 2000 году продажи Prada возрастают на 57% и группа берет тайм-аут для инвентаризации своих приобретений. В этом году запускается линия косметических средств для ухода за кожей. Кроме того, Prada планирует открытие четырёх невероятных бутиков в Беверли-Хиллз, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Токио.
Такого ещё не было. Компания надеется изменить сам способ совершения покупок, превратив покупателей в исследователей и непосредственных участников некоего особого диалога. Датско-швейцарская команда архитекторов приступает к претворению в жизнь грандиозных замыслов миланской пары. Миучиа Прада сразу же решила, что новое слово в архитектуре не может и не должно звучать по-старому. Она придумала нечто совершенно иное. Эпицентр! Первым появился Эпицентр Прада в Нью-Йорке, но для того, чтобы в полной мере оценить замысел Прада и Бертелли, стоит всё-таки поближе взглянуть на построенный в 2003 году, Эпицентр Прада в модном районе Аояма в центре Токио. Эта шестиэтажная пятиугольная постройка, стены которой сделаны из множества ромбовидных интерактивных оптических элементов, более всего похожа на колоссальный кристалл. Каждый элемент имеет свою степень кривизны, что создаёт впечатление движущегося здания. Здание разговаривает со своими посетителями на языке моды и архитектуры.
С тех пор Prada открыла десятки бутиков и сумела стать настоящим фетишем для миллионов энтузиастов её экстраординарного стиля. «The Wall Street Journal» назвал Миучиа Прада одной из самых влиятельных женщин в Европе. Пройдя нелегкий путь от возмутителей спокойствия, потрясающих нравственные устои общества своими дерзкими интерпретациями на подиуме, до эксклюзивных поставщиков таких суперзвёзд, как Ума Турман (Uma Thurman) и Кэмерон Диаз (Cameron Diaz), семья Прада сумела создать частную империю, которая возвышается среди своих многочисленных конкурентов, как Колизей посреди Рима.
Неделя моды в Милане
[IMG][/IMG]http://media.vogue.de/img/244x370/zs/lookbook/runway/prada/misc/prada.3/13.jpg[/IMG]
![]()