Уважаемые читатели! С июня 2016 года все сообщения форума переезжают в доступный для чтения архив. Остальной функционал интернет-портала «Вся Швейцария на ладони» работает без изменений: свежие новости Вы найдете на главной странице сайта, бесплатно разместить объявление сможете на "Доске частных объявлений". Следите за нашими новостями в социальных сетях: страница в Facebook и официальная группа в Facebook, страница в сети "Одноклассники". Любители мобильных устройств могут читать новости, афишу культурных мероприятий и слушать русское радио, скачав приложение "Ladoshki" для iOS и приложение для устройств Android. Если Вы еще не являетесь нашим подписчиком, но хотели бы получать анонс культурных событий на свой электронный адрес, заполните анкету на форуме, и Ваш адрес мы добавим в список рассылки. По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращайтесь по адресу: inetgazeta@gmail.com или звоните на контактный номер редакции: +41 76 460 88 37

Страница 1 из 5 123 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 47

Тема: Мастер и Маргарита - Магия и колдовство

  1. #1
    Аватар для Elena Seitz
    Регистрация
    12.07.2007
    Адрес
    Швейцария
    Сообщений
    5
    Спасибо
    0
    Был поблагодарен 6 раз
    за 1 сообщение

    По умолчанию Мастер и Маргарита - Магия и колдовство

    Место и время основных событий романа

    Все события в романе (в его основном повествовании) разворачиваются в Москве 30-х годов, в мае, с вечера среды до ночи на воскресенье, причём на эти дни приходилось полнолуние. Год, в котором происходило действие, установить трудно, так как в тексте имеются противоречивые указания на время — возможно, сознательные, а, возможно, как следствие незаконченной авторской правки.

    В ранних редакциях романа (1929—1931 годы) действие романа отодвинуто в будущее, упоминаются 1933, 1934 и даже 1943 и 1945 годы, события происходят в различные периоды года — от начала мая до начала июля. Изначально автор относил действие на летний период. Однако, скорее всего, чтоб соблюсти своеобразную канву повествования, время было перенесено с лета на весну (см. гл. 1 романа «Однажды весной…» И там же, далее: «Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера»).

    В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно — православная Пасха. Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году. Сторонники этой версии выдвигают также следующие аргументы:

    1 мая — это день международной солидарности трудящихся, широко отмечавшийся в то время (при том, что совпал в 1929 году со страстной неделей, то есть, с днями строгого поста). Усматривается некая горькая ирония в том, что Сатана прибывает в Москву именно в этот день. К тому же ночь на 1 мая — Вальпургиева ночь, время проведения ежегодного шабаша ведьм на горе Брокен, откуда, значит, Сатана непосредственно и прибыл.

    мастер в романе — «человек лет примерно тридцати восьми». Булгакову исполнилось тридцать восемь 15 мая 1929 года.

    Следует, однако, указать, что 1 мая 1929 года луна была уже на убыли. Пасхальное полнолуние вообще никогда не приходится на май. Кроме того, в тексте имеются прямые указания на более позднее время:
    в романе упоминается троллейбус, пущенный по Арбату в 1934 году, а по Садовому кольцу — в 1936.

    архитекторский съезд, упомянутый в романе, состоялся в июне 1937 года (I съезд архитекторов СССР).

    очень тёплая погода установилась в Москве в начале мая 1935 года (весенние полнолуния тогда пришлись на середину апреля и середину мая). В 1935 году происходит действие в экранизации 2005 года.

    во время действий 28 главы Коровьев и Бегемот посетили Торгсин, который существовал с 1931 по 1936.

    События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14—15 нисана по еврейскому календарю. Таким образом, время действия — предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э.

  2. #2
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Пройдёмся по местам, связанным с романом "Мастер и Маргарита"

    Патриаршие пруды: мистика и топография.

    Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…



    И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,

    «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».»

    Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились? Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную – что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

    Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.



    Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.



    Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".



    Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь – собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

    Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам – вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

    Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка- прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

    «Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
    ...
    – Разрешите мне присесть? – вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.»

    Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.



    Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

    Скамейка Воланда.



    Она же с другого ракурса.



    Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

    «Берлиоз ... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.»

    Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.



    Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.



    Вот он, поворот.



    Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

    Место предполагаемого выхода на схеме...



    ... и на фото.



    А теперь, что касается самого трамвая. Пассажирской ветки здесь никогда не было. А дальше версии расходятся: кто-то говорит, что была грузовая, кто-то - что Булгаков перенес сюда трамвайную ветку, расположенную рядом с его домом на Чистых Прудах, кто-то отмечает, что в одной из ранних редакций романа временем действия значится 1943 год - пусть недалекое, но будущее, а линия трамвайная у Булгакова как раз "новопроложенная"... Лично мне ближе всего версия с грузовой трамвайной веткой, но не хочу никому ничего навязывать.Вернемся же к Воланду и Иванушке.

    «Сделав над собой великое усилие, Иван Николаевич поднялся со скамьи и бросился назад, туда, где разговаривал с профессором. И оказалось, что тот, к счастью, еще не ушел.
    ...
    Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший...»

    В самом конце вот этой аллеи увидел Иванушка подозрительную тройку.



    Но это уже совсем другая история...
    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  3. Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  4. #3
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Погоня за Воландом

    Погоня за Воландом: от Патриарших прудов до Пречистенской набережной.

    Маршрут погони за Воландом так точно привязан Булгаковым к реальной топографии Москвы, что когда пытаешься его реконструировать, то прямо чувствуешь рядом присутствие какой-то чертовщины... Попробую показать наглядно, что именно я имею в виду...



    Начнем от скамейки на Патриарших, на которой Воланд рассказывал Иванушке и Берлиозу о Пилате, а потом так и сидел на ней, пока увозили голову и тело незадачливого председателя Моссолита.



    «Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок, и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах.»

    Патриарших переулка в Москве два: Большой и Малый. На Большой можно попасть через восточный вход в сквер и через южный, в Малый - через южный и через западный. Восточный вход слишком близко к скамейке, где сидел Воланд, "глянуть вдаль" здесь не получится. А западный - вообще с этого места не виден. Так что остается один вариант - южный выход. Значит в конце вот этой аллеи, параллельной Большому Патриаршему переулку, и увидел Иванушка Воланда и компанию.



    Проследуем по этой аллее в направление выхода к перекрестку Патриарших переулков.



    И выйдем на него.



    Дальше «Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке.»

    Так что нам прямо на Большой Патриарший переулок.



    Двигаясь по нему мы упремся в Спиридоновку.



    «И не успел поэт опомниться, как после тихой Cпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось.»

    Чтобы выйти к Никитским воротам, нам нужно повернуть на Спиридоновку налево. Кстати, по дороге мы пройдем мимо готического особняка с чугунной решеткой - одного из главных претендентов на звание "дома Маргариты".



    Пройдем мимо особняка дальше по Спиридоновке.



    Улица это достаточно длинная, так что "не успев опомниться", если не развивать сверхъестественную скорость, у Никитских ворот мы не окажемся.



    У дома-музея Алексея Толстого Спиридоновка изгибается направо.



    Никуда сворачивать с нее не надо. Можно обратить внимание на чудеснейший особняк Рябушинского (с мозаичным бордюром наверху), который также некоторые сватают в "особняки Маргариты".



    Повернув вместе со Спиридоновкой направо, мы упираемся в Храм Вознесения Господня, стоящий у Никитских ворот.



    Перед храмом повернем налево.



    Пройдем совсем немного вперед...



    И мы на площади Никитских ворот. Странно сооружение с золотым куполом Воланд, посчастью не видел, а то подумал бы о москвичах гораздо хуже, чем они того стоят.



    «Тут уж была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский прием – уходить врассыпную.Регент с великой ловкостью на ходу ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул.»

    К Арбатской площади идет Никитский бульвар, он проходит слева от дома с котом.



    «Потеряв одного из преследуемых, Иван сосредоточил свое внимание на коте и видел, как этот странный кот подошел к подножке моторного вагона «А», стоящего на остановке ... Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник.»

    В какую именно сторону укатил Бегемот нам, к сожалению, не известно. Но это не так уж и важно, ведь главное действующее лицо здесь Воланд...

    «Занявшись паскудным котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора. Но, по счастью, тот не успел улизнуть. Иван увидел серый берет в гуще в начале Большой Никитской, или Герцена. ... Как ни был расстроен Иван, все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади.»

    Если весь предыдущий маршрут был очевиден, то вот здесь уже начинаются расхождения. Некоторым исследователям кажется, что он уходил в сторону Кремля, некоторым - что по бульварам... Лично я за то, что Воланд повернул по Большой Никитской в сторону Садового Кольца, а с нее - в Мерзляковский переулок. Именно так можно кратчайшим путем попасть к Арбатской площади.

    Большая Никитская, уходящая в сторону Садового Кольца.



    Поворот в Мерзляковский переулок.



    Мерзляковский переулок.



    Двигаемся дальше по Мерзляковскому переулку...



    ... встречаем по дороге зеленоглазого кота...



    ... и понимаем, что за прошедшие 70 лет почти ничего не изменилось.



    Сегодня Мерзляковский перулок заканчивается аркой...



    ... которая выводит нас к Новому Арбату.



    Но на плане Генеральной Реконструкции Москвы 1935 года хорошо видно, что до того, как Новый Арбат прорезал город, Мерзляковский переулок выходил прямо на Арбатскую площадь.



    Нам же, чтобы попасть сюда придется воспользоваться подземным переходом.



    Пройдем немного вглубь Арбатской площади.



    «Еще несколько секунд, и вот какой-то темный переулок с покосившимися тротуарами, где Иван Николаевич грохнулся и разбил колено. Опять освещенная магистраль – улица Кропоткина...»

    Здесь у нас один ориентир - улица Кропоткина (современная Пречистенка). И если раньше маршрут реконструировался достаточно легко, то на Пречестенку от Арбатской площади можно пройти несколькими путями, но ни один из них не ведет через один переулок. Большинство исследователей считают, что маршрут погони должен был проходить мимо дома в Нащокинском переулке, где жил Булгаков. Пройдем мимо него и мы.



    С Арбатской площади сворачиваем в Малый Афанасьевский переулок.


    .
    Идем по нему прямо до первого поворота налево.



    Там поворачиваем на Филипповский переулок.



    Идем по нему прямо...



    ...до самого конца.



    Там поворачиваем налево на Сивцев Вражек...



    ... а с него сразу направо, на Нащокинский переулок, где когда-то жил Булгаков.



    Идем по Нащокинскому переулку.



    И видим в глубине его два дома: красивое готическое строение рубежа веков и кирпичную новостройку советских времен.



    Нащокинский переулок, 3. На этом месте когда-то стоял дом, где жил Булгаков.



    Нащокинский переулок, 12. Готический дом, расположенный прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть так, что именно он вдохновил его добавить определение "готичный" к особняку Маргариты в самой последней редакции романа?



    По Нащокинскому переулку выходим к перекрестку...



    ... и поворачиваем на нем направо, на Гагаринский переулок.



    По Гагаринскому переулку идем до первого поворота налево...



    ... и на нем поворачиваем на Чертольский переулок.



    По Чертольскому переулку идем все время прямо...



    ... прямо...



    ... и упираемся в Пречистенку.



    «... потом переулок, потом Остоженка и еще переулок, унылый, гадкий и скупо освещенный. И вот здесь-то Иван Николаевич окончательно потерял того, кто был ему так нужен. Профессор исчез.

    Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме № 13 и обязательно в квартире 47.»

    На первый взгляд кажется, что точное топографическое указание здесь только одно - Остоженка. Но есть и еще: Пожарский переулок, 12. Здесь в квартире №66 жил друг Булгакова с семьей. Прихожая этой квартиры, по воспоминаниям современников, была очень похожа на ту, куда в поисках Воланда зашел Иванушка.

    «В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз.»

    Итак, пройдем по Пречистенке до первого поворота налево...



    И повернем в него на Всеволожский переулок.



    По нему пойдем прямо в сторону Остоженки...



    ... которую нам нужно только пересечь - дом 12 по Пожарскому переулку мы видим уже отсюда (высокий дом сразу за строением с зеленой сеткой.



    Чтобы подойти к этому дому мы пересекаем Остоженку...



    ... и вот он перед нами.



    Он же.



    Он же.



    Как мы помним, Воланда в квартире №47 Иванушка не нашел и вышел обратно на улицу.

    «В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:
    – Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед!
    Следовало бы, пожалуй, спросить Ивана Николаевича, почему он полагает, что профессор именно на Москве-реке, а не где-нибудь в другом месте. Да горе в том, что спросить-то было некому. Омерзительный переулок был совершенно пуст. Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.»

    Самый быстрый способ попасть к Москве-реке - пройти прямо по Пожарскому переулку...



    ...повернуть вместе с ним налево...



    ... пересечь прямо Т-образный перекресток...



    ... пройти через двор...



    ... и мы уже на набережной.



    Но никакого спуска к воде здесь нет.



    По поводу места, где купался Иванушка, существует несколько мнений.

    Гранитный амфитеатр есть на другом берегу реки - на стрелке основного русла Москвы-реки и Водоотводного канала.



    Добраться туда булгаковский герой мог по гребню уже не существующей сегодня Бабьегородской плотины. Она была разрушена во второй половине 30-х годов, а во времена написания этих глав романа исправно служила пешеходным мостом в Замоскворечье.

    Вид с Пречистенской (тогда Кропоткинской) набережной на Берсеневскую набережную. На первом
    плане видно фрагмент Бабьегородской плотины.


    Источник фото: oldmos.ru

    В районе Пречистенской набережной такой спуск к реке был перед храмом Христа Спастителя.





    Здание с прилегающими подходами было разрушено в начале 1930-х годов, но в ранних редакциях своего романа автор "купал" своего героя именно перед Храмом, видимо, имея ввиду своего рода новое крещение и очищение от дьявола. В последующих редакциях место купания было перенесено ближе к Савельевскому переулку вместе с "гранитным амфитеатром".

    Иванушка мог купаться и у Пречистенской набережной, не переходя на тот берег. Спуск к воде, двойная лестница и небольшой причал-купальня существовал во времена Бабьегородской плотины как раз напротив прохода к набережной из Пожарского (тогда Савельевского). В фототеке Музея истории города Москвы сохранилась фотография этого спуска. По свидетельству современников Булгаков иногда купался здесь в жаркие дни.

    К сожалению, самой фотографии этого спуска мне найти не удалось.

    На Пречистенской набережной след Иванушки теряется - целиком проследить его маршрут к Грибоедову невозможно. Это и не странно - Булгакова абсолютно не интересует, как побежит поэт, ему было важно как будет двигаться Воланд...
    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  5. Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  6. #4
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Театр "Варьете" и летний сад: пересечение параллелей.

    По поводу прототипов театра "Варьете" и расположенного рядом с ним летнего сада исследователи проявляют удивительное единодушие. Считается, что это московский Мюзик-холл, расположенный в сегодняшнем здании Театра Сатиры (Триумфальная площадь, 2), и близлежащий сад "Аквариум". Только вот сегодняшний вид театра и сада совсем не похож на то, что существовало здесь в булгаковские времена. Но обо всем по порядку...

    Сад Аквариум



    В булгаковские времена Триумфальная площадь выглядела совсем не так, как сейчас. Не было еще ни памятника Маяковскому, ни гостиницы Пекин, ни концертного зала имени Чайковского... На садовом кольце росли деревья - перед каждым домом были палисадники.

    Триумфальная площадь. Современное фото.


    Источник: metro.ru

    А вот так Триумфальная площадь выглядела в середине 30-х. Фото сделано, когда деревья вдоль кольца уже были вырублены, но проезжая часть еще расширена не была.


    Источник: diletant.ru

    Триумфальная площадь. 1929 г. На фото видно, как выглядело Садовое кольцо до того, как деревья были вырублены.


    Источник: Википедия.

    Московский мюзик-холл существовал с 1926 по 1936 год. Здание, которое он занимал, предназначалось для цирка (оно было построено в 1911 году специально для цирка братьев Никитиных, который и работал здесь до 1926 года). Цирковое прошлое мюзик-холла выдает купол, расположенный над зрительным
    залом.

    Московский мюзик-холл, 1932-33 гг.



    В современную бетонную коробку здание это было переделано в 1963 году. Однако купол над зрительным залом так никуда и не делся.



    Но если с Театром Сатиры все понятно, то с садом "Аквариум" вы ходит какая-то странная история. До революции это был увеселительный сад с эстрадами, летним и зимним театром и прочими развлечениями.

    Вход в театр Аквариум. 1900-е гг.



    Сад Аквариум. 1900-е гг.



    Павильон сада Аквариум. 1890-е - 1910-е гг.



    Павильоны сада Аквариум. 1900-е гг.



    Что здесь было после революции покрыто мраком. То есть, известно, что в зимнем театре сада работали сначала мюзик-холл, потом театр оперетты, но вот что случилось с самим садом мне выяснить так и не удалось. Рискну предположить, что без должного содержания постройки сада ветшали, и сам он приходил в запустение, но гипотеза, основанная на отсутствии какой-либо информации порочна по сути своей Если кто-то вдруг подскажет, где можно поискать информацию (гугл не предлагать), буду очень признательна. Точно можно лишь сказать, что свой современный вид сад Аквариум приобрел только в 2000-х гг. Причем, происходило это поэтапно.

    В 1959 году на месте старого зимнего театра сада было построено новое театральное здание, в которое переехал театр имени Моссовета.

    Здание Театра имени Моссовета.



    В 1975 году территория сада «Аквариум» была реконструирована и превращена в зеленую зону для отдыха.



    Тогда же была установлена новая ограда, отделившая сад от улицы.



    В 1995 году в саду открылась американская едальня Starlite, до сих пор пользующаяся необъяснимой популярностью у московских экспатов, яппи, и им сочувствующих. Долгожительство сей едальни лично меня ставит в тупик, но бургеры здесь действительно очень неплохие.



    В 2001 году сад был существенно обновлен: появился комплекс фонтанов, колоннада, статуи героев греческой мифологии... Эстетическая ценность сих нововведений, как всегда, сомнительна, но детям и туристам нравится.



    Сегодня сад Аквариум стал местом встречи людей из абсолютно разных миров. Здесь можно встретить подростков-готов, оболюбовавших это место из-за близости к "нехорошей квартире", интеллигентных дам в возрасте, направляющихся в театр, московских яппи, сидящих на террасе "Старлайта", мам с колясками из окрестных домов... Прямо пересечение разных измерений. Почти как по Булгакову...
    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  7. Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  8. #5
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Особняки Маргариты: 7 научных версий, одно предположение и один реальный дом.

    3 неоготических особняка, 1 неоготический доходный дом, 2 особняка в стиле модерн и один в стиле ампир... во всех этих местах с той или иной частотой и уверенностью селят булгаковскую Маргариту серьезные исследователи и туристические гиды. Несмотря на популярность темы, к своему удивлению, ни одной статьи, где все "особняки Маргариты" были бы собраны воедино я не нашла. Попытаюсь восполнить этот пробел.



    Из книги Булгакова о доме Маргариты известно немного:
    Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк ещё цел до сих пор.

    Маргарита проснулась... в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка...

    Трёхстворчатое окно в фонаре... светилось бешеным электрическим светом...

    ...окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном ... готический особняк.

    Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен.

    Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... Третий переулок вёл прямо к Арбату.


    Местоположение особняка Маргариты достаточно единодушно вычисляется исследователями на основе маршрута ее полета. Это дом по адресу Малый Власьевский переулок, 12 или, по другой версии, 9а, ныне снесенный (для маршрута это принципиальной разници не имеет: дом 9а стоял напротив дома 12).

    Малый Власьевский пер., 12





    Однако дом этот имеет достаточно посредственное сходство с тем особняком, что был описан у Булгакова: хотя наличиствуют сад и чугунная решетка, и по размеру он как раз подходит для дома преуспевающего инженера и его жены, дом этот никак нельзя назвать готическим. Поэтому многие считают, что Булгаков взял какой-то другой особняк и "перенес" его во Власьевский переулок. И вот по поводу того, какой именно особняк Булгаков туда перенес, существует несколько мнений.

    1. Особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17).

    Pro:
    - История любви, связанная с этим домом. Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву, но миллионеру Морозову она предпочла писателя, мастера, а именно - Максима Горького.
    - Дом окружен садом с кленами и чугунной решеткой.
    Contra:
    - Особняк слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер.











    2. Особняк архитектора Соловьёва (Малый Ржевский переулок, 6).

    Pro:
    - Совсем недалеко жила третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, которую считают наиболее вероятным прототипом Маргариты.
    - Сейчас вокруг дома нет ни сада, ни ограды, но во времена Булгакова они были.
    Contra:
    - Вот даже и не знаю, что написать. Вроде бы, все сходится. Только вот почему-то поиски дома Маргариты не прекращаются...









    Малый Ржевский переулок в начале ХХ века. Перед домом архитектора Соловьева расположен сад, обнесенный оградой.


    Источник фото:

    3. Особняк Льва Кекушева (Остоженка, 21).

    Pro:
    - Любовная история, связанная с этим домом. Дочь архитектора и владельца дома Льва Кекушева против воли родных покинула отчий дом на Остоженке и стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера – в Мансуровском переулке (в отличие от особняка Маргариты, адрес дома Мастера споров почти не вызывает).
    Contra:
    - Рядом с домом нет ни сада, ни ограды.
    - Шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков".







    4. Особняк Рябушинского (Малая Никитская, 6).

    Pro:
    - Дом окружен садом и кованой оградой.
    Contra:
    - Особняк слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер.
    - "Готическим" этот особняк можно назвать только с большой натяжкой.















    5. Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый переулок, 10).

    Pro:
    - Напротив, В доме № 9 на втором этаже несохранившегося флигеля в 1924—1925 гг. Булгаков жил со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Здесь была написана книга «Дни Турбиных» и многое другое.
    - Расположен в "тихом переулке".
    Contra:
    - Большинство исследователей считают прототипом Маргариты не вторую, а третью жену Булгакова - Елену Сергеевну Шиловскую. Было бы странно, если бы он селил Маргариту в дом, который связан был совсем с другой женщиной...









    6. Особняк Дерожинской (Кропоткинский переулок, 13).

    Pro:
    - Расположен в тихом переулке.
    - Есть кованая ограда и сад.
    Contra:
    - Слишком большой для инженера и его жены.
    - Не связан с биографией Булгакова.
    - Очень условно может быть назван "готическим".

    Сейчас особняк реставрируется и целиком затянут зеленой сеткой, поэтому сфотографировать его не получилось. Фото из просторов интернета.


    фото


    Источник фото:


    Источник фото:

    7. Доходный дом, архитектор П. Щекотов (Нащокинский пер., 8).

    Версия эта лично моя (по крайней мере, я нигде в литературе такого предположения не встречала - если вы видели - напишите, с удовольствием укажу ее автора, если кто-то уже придумал это до меня), но, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.

    Сам Булгаков жил в Нащокинском переулке в конце своей жизни. Тогда же, когда он писал финальную авторскую редакцию Мастера и Маргариты, где и появилось, впервые за всю историю работы над романом, упоминание о том, что особняк был именно готическим. Доходный дом работы архитектора Альбрехта был расположен прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть, что этот самый дом с его неоготическими стрельчатыми окнами и натолкнул Булгакова на мысль, что именно таким и должен быть особняк, в котором жила наследница рода Валуа?











    И напоследок, фотографии дома, где жила со своим идеальным, но нелюбимым мужем Елена Сергеевна Шиловская - будущая жена непечатаемого, но гениального Булгакова, согласно общепринятой версии ставшая прототипом Маргариты.

    5-й Дом Реввоенсовета (Большой Ржевский переулок, 11).








    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  9. Следующие 2 пользователя говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  10. #6
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Маршрут полета Маргариты

    Маршрут полета Маргариты реконструируется булгаковедами со значительной долей уверенности. Выглядит эта реконструкция следующим образом:



    Почему именно так?

    Для начала, цитаты из "Мастера и Маргариты" с указанием на маршрут московской части полета.Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки ..., она перерезала в одно мгновение ... Третий переулок вел прямо к Арбату.

    Она пересекла Арбат ... и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами.

    В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита ... увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита".


    В тексте есть одна точная привязка - театр на Арбате. Театр на Арбате всего один - это театр Вахтангова. Если Маргарита должна была пересечь Арбат, чтобы подлететь к нему, значит летела она с юга, со стороны Пречистенки.
    Театр Вахтангова - действительно угловое здание. И стоит он между Арбатом и Большим Николопесковским переулком. Значит далее Маргарита летела именно по этому переулку.

    В конце Николопесковского переулка и сейчас стоит восьмиэтажный дом. Это дом №12. Получается, именно на этом месте стоял булгаковским "Дом Драмлита".

    Теперь вернемся назад и попытаемся просчитать другую половину маршрута Маргариты - до того, как она вылетела на Арбат. Чтобы попасть в Николопесковский переулок, ей пришлось пролететь мимо театра, значит, двигалась она со стороны центра.

    Известно, что переулок, в котором стоял особняк Маргариты был третьим от Арбата. Таких переулоков со стороны центра всего три: Большой Власьевский, Малый Власьевский и Филипповский.
    Еще одна привязка - нефтелавка. В "зоне поиска" она была только одна - нефтелавка № 34 по адресу Сивцевом Вражек, 22.

    Таким образом получается, что особняк Маргариты должен был располагаться в Малом Власьевском переулке. И на нем действительно есть особняк - двухэтажный, с садом, чугунной решеткой и воротами. Это дом по адресу Малый Власьевский переулок, 12.

    А теперь попытаемся реконструировать этот маршрут от начала до конца.

    Вылетаем из Малого Власьевского переулка, 12.



    Направляемся в сторону Сивцева Вражка.



    Летим дальше в направлении Сивцева Вражка.



    Поворачиваем налево, на Сивцев Вражек.



    И бросаем взгляд назад - на месте низкого красного здания и была нефтелавка.



    Едва вылетев на Сивцев Вражек, сразу поворачиваем направо, на Калошин Переулок.



    Летим по нему дальше.



    И еще дальше, никуда не сворачивая.



    И видим перед собой Арбат.



    Поворачиваем налево на Арбат, летим вдоль театра Вахтангова.



    Сразу за ним поворачиваем направо.



    И залетаем в Николопесковский переулок.



    Летим по нему дальше.



    И еще дальше.



    Никуда не сворачиваем.



    И справа в конце переулка видим высокое здание.



    Николопесковский пер., 12 - по этому адресу находился булгаковский Дом Драмлита.



    Красиво сходится?.. Но не до конца. Внешний вид ни первой, ни последней точка маршрута не совпадает с описаниями в книге. У дома в на Николопесковском переулке нет черного мрамора на фасаде, а особняк на Малом Власьевском - совсем не "готический", как это прямо указано в "Мастере и Маргарите". Булгаковеды сходятся на том, что писатель просто "перенес" в нужные ему места совсем другие дома. Что касается "Дома Драмлита", то его прототипом его считается здание дома писателей из Лаврушинского переулка, 17.

    Здание по адресу Лаврушинский пер., 17.



    И действительно, аргументы в пользу этой версии более, чем исчерпывающие. Про "Дом Драмлита" у Булгакова написано следующее:

    ...ее [Маргариты] внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита".

    Здание в Лаврушинском переулке было построено в середине 30-х гг. и предназначалось для писателей, принадлежавших к тогдашней "элите". Дом этот двухуровневый, но квартира 84, с которой Маргарита начала свой погром находится именно в восьмиэтажной его части.

    Здание по адресу Лаврушинский пер., 17.



    Фасад здания не выложен красным камнем, но зато есть черный мраморный подъезд.



    И наконец, именно здесь, в 84 квартире, жил Осаф Семенович Литовский, глава Главреперткома с 1930 по 1937 год. Именно он считается прототипом критика Латунского из Мастера и Маргариты.



    Что же касается, особняка Маргариты, то с ним все гораздо сложнее...
    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  11. Следующие 2 пользователя говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  12. #7
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Подвал и садик булгаковского Мастера. Одна правдоподобная и две экзотические версии.

    В отличие от адреса особняка Маргариты, местоположение квартирки булгаковского Мастера не является предметов ожесточенных споров. Согласно общепринятой версии - это дом Топлениновых, расположенный по адресу Мансуровский переулок, 9. Только вот дом этот сейчас находится в частном владении и взглянуть на "маленькие оконца над самым тротуарчиком" большинству удается только в щель ворот.



    Но при должной сноровке можно заглянуть немного дальше...



    Чтобы не быть голословной, напомню, почему именно дом в Мансуровском переулке считается местом, где жил Мастер. Вот те указания, которые оставил на него Булгаков.Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике.
    Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен.

    Мансуровский переулок. Дом мастера слева.



    В пользу дома в Мансуровском переулке говорят следующие факты:
    - В времена Булгакова дом принадлежал артисту Малого театра С. Топленинову. Братья Топлениновы были хорошими знакомыми Булгакова, а С.А. Ермолинский, снимавший в их доме квартиру, был другом писателя. Булгаков часто ходил в гости и к Ермолинскому, и к младшему Топленинову. А когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита».

    - В это же время развивались его отношения с будущей третье женой - Еленой Сергеевной Шиловской, согласно канонической версии ставшей прототипом Маргариты.
    - В импровизированном кафе, устроенном в саду дома Топлениновых, Булгаков читал главы из нового романа. И на вопрос жены Ермолинского ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».

    Мансуровский пер., 9. Особняк Топлениновых.



    Мансуровский переулок, 9 - не единственный дом, который претендует на лавры дома Мастера. Однако эти версии - скорее экзотика, чем реальные конкуренты дому Топлениновых. И все же, для полноты картины, остановлюсь и на них.

    Плотников переулок, 10/28
    Pro:
    За этот дом в качестве прототипа дома мастера выступала вторая жена Булгакова Л. Е. Белозерская. В нем
    одно время жил друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов.
    Contra:
    Но по роману (не только по тексту, но и по духу, по образу) подвал был в маленьком уединенном домике, а дом 10/28 - многоэтажный добротный каменный дом.









    Чистый переулок, 4.
    Pro:
    - Недалеко от этого дома некоторое время жил сам Булгаков.
    - Рядом с ним находится один из предполагаемых особняков Маргариты (Чистый пер., 4)
    Contra:
    - Это все же не "маленький домик в садике", а целый особняк.
    - Булгаков очень не любил "голубятню" в которой жил на этом переулке. Вряд ли он сделал бы это место "райком" Мастера.









    И хотя лично я придерживаюсь мнения большинства и считаю, что прототипом дома Мастера был дом в Мансуровском переулке, есть одна вещь, которая все же сильно говорит в пользу Чистого переулка, 4. Сейчас прямо напротив этого дома располагается секретариат Московской Патриархии. Уж очень это по-булгаковски...


    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  13. Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  14. #8
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Нехорошая квартира: три прототипа московской жилплощади Воланда.

    Нет, наверное, в Москве более популярного Булгаковского адреса, чем "нехорошая квартира". В квартиру №50 по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис - это зашифрованный по формуле (3+2)х2 номер здания) начиная с 80-х годов идет непрекращающийся поток поклонников писателя и его "закатного романа". Сегодня здесь располагается музей М.А. Булгакова. Мало кто задумывается, что "нехорошая квартира" из "Мастера и Маргариты" включила в себя черты и других мест, где жил или бывал Булгаков.



    Но сначала, все же, о той самой квартире №50. Здесь Булгаков жил с осени 1921 года по август 1924 года. Здесь же жила некая Анна Горячева, вошедшая в историю как Аннушка, сгубившая Берлиоза. "Мастера и Маргариту" Булгаков начнет писать только в 1929 году, уже совсем в другом месте, но именно эта квартира больше всего окажется связанной с романом.

    Здание по адресу Большая Садовая, 10 было построено в начале прошлого века. Это был доходный дом - дом, квартиры в котором предназначались для сдачи в наем. В годы советской власти дом стал одним из первых в Москве домов-коммун. Иначе говоря, коммуналок.



    В те времен, когда здесь жил Булгаков, перед домом располагался палисадник, уничтоженный при расширении Садового кольца в 1938 году.

    ул. Большая Садовая, 10. Фото 1920-27 гг.



    Даже в отрыве от связи с творчеством Булгакова, дом этот заслуживает внимания. Это интересный пример московского модерна, более всего проявившегося именно в доходных домах.





    Однако о модерне как-нибудь потом. Чтобы войти в жилые подъезды дома нужно пройти через арку, расположенную в центре здания. Сегодня на ней даже висит табличка с указанием его "литературного" адреса, так что ошибиться сложно.



    Интересующий нас подъезд №6. Раньше чтобы попасть туда, нужно было знать код от замка, который жильцы подъезда исправно запирали. Правда, если немного поискать рядом с подъездом, обязательно обнаруживалась заботливо оставленная кем-нибудь надпись или бумажка. Сейчас дверь открыта для всех.



    Дверь в подъезд еще носит следы военных действий между жителями дома и поклонниками творчества Булгакова, но в последнее время перемирие, вроде бы, никто не нарушает.



    Уже на лестнице, ведущей к квартире Булгакова вас встречают его герои. Эту лестницу начиная с 80-х годов расписывают поклонники автора. Рисунки периодически закрашивают, но они появляются снова. Сейчас некоторые наиболее интересные творения сотрудники коммунальных служб стали обходить стороной.











    Квартира №50 располагается на самом верхнем, пятом, этаже. Вход в нее теперь запирает железная дверь, но старая деревянная никуда не делась. Вряд ли она осталась здесь со времен Булгакова, но определенное чувство эпохи передает.



    За дверью находится бывшая коммунальная квартира, а ныне - музей М.А. Булгакова. Квартира полностью сохранила свою первоначальную планировку, но вот обстановка, увы, за долгие годы была утрачена. Сегодня здесь можно посмотреть несколько экспозиций, посвященных Булгакову, истории дома, а также быту 20-х - 30-х гг. прошлого столетия.

    Нас больше всего интересует 4-я комната справа по корридору - та самая комната, где жил писатель со своей первой женой, Татьяной Лаппа.


    План с сайта музея:

    Сегодня здесь находится экспозиция, воссоздающая быт семьи писателя в начале 20-х годов.



    Не все представленные здесь вещи принадлежали Булгакову. Полка со сфинксами, расположенная над столом действительно висела в этой комнате в начале 20-х годов...



    ... а вот резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца».

    Принадлежал семье Булгакова и вот этот плюшевый гарнитур, когда-то зеленый, а теперь выцвевший.



    Из окон квартиры №50 можно увидеть противоположное крыло дома. Именно здесь располагалась квартира №34 - в ней Булгаков жил несколько месяцев после того, как выехал из квартиры №50. Это второе жилище, чьи черты использовал писатель в образе "нехорошей квартиры".



    В пользу 34-й квартиры как одного из прототипов московского жилья Воланда и его свиты говорит несколько фактов. Во-первых, в отличие квартиры №50, в которой была коридорная система и 7 комнат, в квартире №34 было пять комнат, как и в "нехорошей квартире" из романа. Во-вторых, если в 50-й жили в основном рабочие, то в 34-ая была "интеллигентской". Жившие в ней финансист с женой, их прислуга, сын - будущий писатель (по выезду которого и получил жилплощадь Булгаков с женой) и некая Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой (судя по тому, что она считается прототипом героини рассказа "Псалом", женщина приличная) гораздо более соответствовали по уровню Степе Лиходееву и Берлиозу. Однако непосредственных параллелей между кем-то из жильцов 34-й квартиры по адресу Большая Садовая, 10 и жильцами "нехорошей квартиры" из романа "Мастер и Маргарита" провести невозможно.

    И здесь на сцену выходит третий протопип "нехорошей квартиры" - квартиру Александра Петровича Фаберже, родственника владельца знаменитой ювелирной фирмы. Она находится в доходном доме Я.А. Рекка, расположенном на углу Пречистенки и Лопухинского переулка (ул. Пречистенка, 13).

    Вид с Пречистенки на дом Я.А. Рекка.



    Дом Я.А. Рекка был построен в 1911-13 годах. Он был поистине роскошен — огромные квартиры в семь комнат с высокими лепными потолками, дубовым паркетом и мраморной парадной лестницей. В верхнем этаже размещались напротив друг друга квартиры: № 11 и № 12. Их до революции и занимал Александр Петрович Фаберже.

    Где-то здесь, на верхнем этаже, и располагалась квартира Фаберже. Только не смотрите на пентхаус - он был пристроен уже в XXI веке.



    Дом Я.А. Рекка без пентхауса. Фото 1912-13 гг. Примерно также он выглядел и в булгаковские времена.


    Источник:

    Современный вид дома. Помимо пристройки пентхауса появилось много и других изменений.



    Во время революции Александр Петрович Фаберже покинул Россию, но оставил здесь всю мебель, видимо, рассчитывая вернуться. Этого, разумеется, не случилось. Обе квартиры стали коммунальными и частично их заняла коммуна московских художников. Булгаков общался с ними и часто у них бывал.

    Помимо старинной мебели со времен Фаберже в квартире остались камин с чугунной решеткой и большая люстра, свисающая с высоченного (7,5 м) потолка. Эти элементы, как и родственная связь бывших владельцев с ювелирами (у них даже имена похожи Фужере - Фаберже), и нашли отражение в "Мастере и Маргарите".

    Увы, сейчас доходный дом Я.А. Рекка является элитным жильем, и попасть внутрь абсолютно невозможно. Да и не особо стоит - он был отреставрирован "лужковским методом" в начале XXI века, так что там ничего исторического внутри не осталось. Хотя, рассказывают, что вход и лестница тоже соответствовали описанию в романе, например, такая деталь, как деревянные диванчики на лестничных площадках.

    Однако как бы не походила лестница дома Рекка на описание в "Мастере и Маргарите", настоящей лестницей в нехорошую квартиру все равно останется та самая, расписанная, в 6-м подъезде 10-ого дома на Большой Садовой. По крайней мере, Коровьеву и Бегемоту здесь явно больше нравится.



    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  15. Следующие 2 пользователя говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  16. #9
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла.

    Вот и дошли у меня руки написать про Спасо-Хаус - резиденцию американского посла, в которой Воланд давал свой Весенний Бал. Объект это закрытый, практически режимный, поэтому простому смертному посмотреть вживую на его интерьеры мало реально. Но к большому счастью, пара моих знакомых получили туда приглашение на какой-то прием, а вместе с ним мои настоятельные просьбы "сфотографировать ну-что-нибудь-ну-как-получится". Получилось по-разному - вы сами увидите



    Фотографии публикуются с разрешения их авторов, пожелавших остаться неизвестными. Мои вотермарки тоже они мне разрешили поставить.

    Считается, что в описании Великого бала у Сатаны М.А. Булгаков использовал впечатления от приема, который был дан американским послом в Москве в апреле 1935 г. Это мероприятие проходило в резиденции американского посла, расположенной по адресу Спасопесковская площадь, 10. Особняк этот сегодня, даже в официальных документах, называют Спасо-Хаусом – по названию площади и расположенной рядом церкви Спаса на Песках.

    Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается в первую очередь на основе воспоминание Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова. И у исследователей есть все основания ей верить:
    - Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола.
    - Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Особенно прием такого размаха: «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР.

    Это было самое начало дипломатических отношений СССР и США. Американский посол просто обязан был устроить что-то невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах. Первой ласточкой был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме цель была достигнута весной 1935 года. Не пускаясь в описание мероприятия (об этом ниже, упомяну только, что на «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.

    Фасад Спасо-Хауса. Впрочем, ни Маргарита, ни Воланд никогда его не видели – Весенний Бал Воланд давал все в той же многострадальной квартире Степы Лиходеева.



    Но вернемся к описанию Бала Сатаны Булгаковым и постараемся соотнести их с реалиями резиденции американского посла.

    Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.

    Для «Весеннего фестиваля» в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка.

    Большой зал Спасо-Хауса, в котором обычно проходят приемы. Колонны есть, хоть и мраморные, а не "из искрящегося камня".



    Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…

    Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о «Массе тюльпанов, роз - из Голландии».Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
    - … Здесь только мировые знаменитости.
    — Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
    — Иоганн Штраус …

    В Москву специально для этого бала был выписан оркестр из Праги.

    За люстрой виден балкончик, на котором могли располагаться музыканты. Кстати, висящая здесь люстра - одна из претенденток на звание "той самой люстры, на которой раскачивался Бегемот".



    В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый — прозрачно-фиолетовый, второй — рубиновый, третий — хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.

    В центре большого зала во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: «В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты».

    Примерно под люстрой и стоял фонтан с шампанским.



    Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.

    Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой.

    Лестница ведущая из вестибюля в главный зал.



    А вот это вид примерно с той же самой точки, но в другую сторону - на лестницу, ведущую в жилые помещения (слева располагается главны зал).



    Главная лестница.



    Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик.

    Камин в вестибюле Спасо-Хауса действительно есть. И его даже можно рассмотреть с лестницы.



    Только вот две проблемы: камин этот маленький, электрический и установлен совсем недавно. В булгаковские времена его на этом месте не было.



    Так что Спасо-Хаусу пришлось претерпеть значительные перестройки в воображении писателя, чтобы разместить под своими сводами Весенний Бал Полнолуния.

    И, напоследок, несколько фотографий библиотеки Спасо-Хауса. К Мастеру и Маргарите она никакого отношения не имеет, но, мне кажется, их просто любопытно посмотреть.






    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  17. Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


  18. #10
    Добро Пожаловать Новичок! Нобелевский Лауреат Аватар для Kuki Anna
    Регистрация
    01.11.2006
    Адрес
    Дармштадт, Германия,
    Сообщений
    55,930
    Записей в дневнике
    9
    Спасибо
    4,289
    Был поблагодарен 28,401 раз
    за 19,359 сообщений

    По умолчанию Воланд покидает Москву: по следам нечистой силы.

    Воланд и его свита покинули Москву на следующий день после Весеннего бала полнолуния. Их прощание с городом было обставлено со всем масштабом, полагающимся нечистой силе. Город заполыхал пожарами, загромыхал грозой и, наконец, расстался с потусторонним интуристом и его сопровождающими. Но обо всем попорядку...



    После того, как из загоревшейся нехорошей квартиры вместе с дымом вылетели три темных мужских силуэта и один силуэт обнаженной женщины, Воланд и его свита разделились.

    Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, длинный гражданин в клетчатом костюме и черный крупный кот появились у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке. Торгсином называлось всесоюзное объединение по торговле с иностранцами, создано в 1931 г. и ликвидированное в 1936 г. В его рамках открылась сеть специализированных торговых предприятий по обслуживанию иностранцев, где за валюту, золото или драгоценности покупатель может приобретать дефицитные товары. Эти предприятия также назывались торгсинами. Один такой торгсин работал на месте сегодняшнего "Седьмого континента" на Смоленской площади (Арбат, д. 54/2).

    Седьмой континент на Смоленской площади.



    Там же торгсин. Фото 1-й половины 30-х гг.



    Смоленского рынка уже тогда рядом с торгсином не было - он закрылся еще в середине 20-х годов.

    Через минуту после того, как они предали огню торгсин, Коровьев и Бегемот оказались на тротуаре бульвара, как раз напротив дома Грибоедовской тетки. В Доме Грибоедова (или просто Грибоедове) Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ.

    Сегодня за решеткой, упомянутой в романе "Мастер и Маргарита" находится Литературный институт имени Горького.





    Из-за буйной зелени здания института практически не видно...



    Когда опадут все листья разглядеть что-то будет гораздо проще.


    Источник фото:

    В ресторане же дома Грибоедова отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников. Ресторан этот, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом № 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение ("Жургаз").В ресторане же дома Грибоедова отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников. Ресторан этот, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом № 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение ("Жургаз").

    Страстной бульвар, 11.


    Источник:

    На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.

    С точки зрения большинства исследователей Воланд встречался с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова - старого здания Библиотеки им. Ленина (Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.).

    Дом Пашкова.



    За балюстрадой с гипсовыми вазами действительно не было бы видно фигур.





    Вид с крыши дома Пашкова открывается изумительный. Жаль, туда пускают только избранных






    Иточник

    Именно отсюда наблюдал Воланд за тем, как "...тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза."

    Тем временем, Азазелло посетил Мастера и Маргариту в подвальчике Мастера. Предав огню их последний земной приют, он вместе с влюбленными отправился на встречу с Воландом. По дороге они остановились в клинике Стравинского.

    Только одно заведение из больниц и клиник, находившихся во времена Булгакова за чертой Москвы в районе Ленинградского шоссе отвечает указанию писателя на то, что оно расположено на берегу реки напротив соснового бора. Это была Химкинская городская больница № 1 на Правобережной улице, дом 6а. Сюда во времена Булгакова даже можно было доехать на троллейбусе - правда минут пятнадцать нужно было бы пройти пешком от последней остановки.

    1-я химкинская больница.


    Источник:

    Вид на химкинскую таблицу со стороны канала. 1958 год.



    Расположена больница во внушительных размеров особняке с прекрасным, но запущенным старым парком. До революции особняк этот принадлежал С.П. Патрикееву - богатому московскому купцу. Построен (а, точнее, перестроен) он был по проекту Шехтеля в 1907 году. В годы первой мировой войны здание использовалось под госпиталь, в котором лечились раненые и больные солдаты. С. П. Патрикеев, будучи депутатом, развернул в своем доме больницу по европейскому образцу, закупив оборудование из Германии и Швейцарии. После революции здесь организовали санаторий "Химки". Санаторий этот был очень знаменитым - сказать, что согласно мемориальной доске на фасаде здесь дважды был В. И. Ленин.

    Загородный дом С.П. Патрикеева. 1909 г.



    Попрощавшись в клинике Ставинского с Иванушкой, Мастер и Маргарита в сопровождении Азазелло полетели на Воробьевы горы. Там уже "... на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни девичьего монастыря".

    Новодевичий монастырь когда-то действительно был очень хорошо виден с Воробьевых гор.

    Вид с Воробьевых гор. 1929-1931 гг. Новодевичий монастырь расположен в левой трети фотографии.



    Сегодня же его почти не заметно на фоне монструозного здания Лужников и разросшейся Москвы. Однако если приглядеться, пряничные башни все еще можно рассмотреть. Они находятся слева от Лужников.

    Новодевичий монастырь находится у левого края фотографии.


    Сергей Глотов © 2012

    Новодевичий монастырь находится в самом центре фото.



    Зато с Воробьевых гор и сегодня прекрасно видно реку, вскипевшую от свиста Фагота.

    Вид с Воробьевых гор на Москву-реку.



    Итак, все счета были оплачены. Прощание с городом свершилось. Кони рванулись, и всадники поднялись вверх и поскакали. Воланд и его свита в сопровождении Мастера и Маргариты покинули Москву. Здесь в рассказе можно было бы поставить точку, однако, в качестве послесловия, упомяну еще об одном интересном сюжете.

    Покинув Москву герои Булгакова преображаются. В частности, Коровьев-Фагот становится "темно-фиолетовым рыцарем с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом". Есть версия, что прототипом этого образа стал один из рыцарей, украшающих фасад бывшего доходного дома Филатовой, а ныне Дома Актера (Арбат, 35).



    Дом этот был хорошо знаком Булгакову. Он расположен на Арбате, совсем рядом с Театром Вахтангова, куда писатель ходил на спектакли и во время постановки своей пьесы “Зойкина квартира”.





    Рыцарей на доме два.



    До войны были еще - в нишах на противоположной стороне дома. Однако их снесло взрывной волной в 1941г., когда на театр Вахтангова упала бомба. Сейчас в этих нишах прорублены окна.


    фото

    Кто из рыцарей стал прототипом Коровьева-Фагота не известно. Но лично мне вот этот больше нравится.



    Хотя...


    источник
    Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.

  19. Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:


Страница 1 из 5 123 ... ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Тест: Магия стихий
    от Yasmin Hasmik в разделе Игры. Тесты. Загадки. Кроссворды
    Ответов: 10
    Последнее сообщение: 28.07.2014, 23:58
  2. Кукольная магия Martha Boers!
    от Kuki Anna в разделе Куклы и Мишки
    Ответов: 15
    Последнее сообщение: 28.07.2014, 19:06
  3. Магия красных трусов или как привлечь в свою жизнь деньги и любовь
    от Главный Редактор в разделе Замужество в Швейцарии (оформление брака и виза невесты)
    Ответов: 78
    Последнее сообщение: 27.01.2012, 23:49
  4. Ваша Магия .Тоже Тест
    от Yasmin Hasmik в разделе Игры. Тесты. Загадки. Кроссворды
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 01.06.2009, 02:16
  5. Практическая магия
    от Nikolaus Mаlbunermаus в разделе Кафешка (раздел для приятного общения)
    Ответов: 38
    Последнее сообщение: 12.01.2009, 01:46

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •